Микроисторический детектив. Семь новелл о сыске.
Культура 24 (7784), 14 июля 2011

Микроисторический детектив. Семь новелл о сыске.

Культура

24 (7784),   14 июля 2011

Сегодня историческим детективом у нас никого не удивишь. Россия пережила два бума в связи с этим жанром. Первый случился, когда в начале 1990-х на русском был издан роман “Имя розы” Умберто Эко, читающая публика сделала открытие, пошли разговоры о новых возможностях детектива, его постмодернистском обороте. Второй бум был связан с появлением нового поп-писателя – Бориса Акунина. Он поразил умением выстраивать сюжет и стилизовать, он придумал героя, которого многие восприняли как реального исторического персонажа, легкость повествования сделала его крайне популярным в самых широких слоях населения. Потом появился Леонид Юзефович со своими ретродетективами, которые отличаются исторической обстоятельностью и хорошим слогом. Писатель использует жанр детектива для более общих целей, он для него не самодостаточен. Поэтому популярность Юзефовича куда как меньше акунинской славы. Можно назвать еще небольшой ряд имен писателей, работающих в этом жанре, при ближайшем рассмотрении этого ряда невозможно не выделить из него нижегородца Николая Свечина. Последняя его книга “Хроники сыска: Происшествия из службы сыщика Алексея Лыкова и его друзей” встает в ряд с двумя предыдущими – “Завещание Аввакума. Охота на царя” и “Между Амуром и Невой”. В ней действуют уже известные герои – сотрудники Нижегородской сыскной полиции. События разворачиваются в Нижнем Новгороде и его окрестностях в конце XIX века, многие сюжеты основаны на реальных событиях. В книгу вошли семь новелл: о банде конокрадов, о селе, в котором верховодило семейство душителей, об отравлении нижегородского купца Бурмистрова ядовитыми перепелами, об убийстве аптекаря, бывшего наркодилером, и т.д.

Писатель упорно создает атмосферу Нижнего Новгорода позапрошлого века, населяет его героями, которые со временем станут читателю близкими знакомыми. Тон задают помощник начальника Нижегородской сыскной полиции коллежский асессор Павел Благово и сыщик Алексей Лыков, обладающий всеми качествами супермена.

Характерной особенностью книг Свечина является краеведческая точность и попытка дополнить исторический детектив исторической энциклопедией, отсюда немалое количество сносок, поясняющих старые бытовые реалии. Скажем, фраза “На стойке – деревянный бочонок с водкой, на нем висят на длинных ручках четыре ковшика с мерами” влечет за собой сноску: “Штоф (1,23 л), полуштоф (0,615 л), косушка (0,307 л) и шкалик (0,0615 л)”. Или “Особливо для вашей чести могу подать жареные мозги с черной кашей, холодную осетрину и телячий галантир”, сноска объясняет: “Черная каша – гречневая; галантир – холодец”. И так далее.

Нижний Новгород является одним из действующих лиц во всех историях, автор знает и любит Нижний конца XIX века, форзацы книги украшены старыми картами города, его окрестностей и губернии. Особый дух придают и стилизованные рисунки, выполненные на основе фотографий и портретов второй половины XIX века.

Свечин не столь легок в повествовании и в построении сюжета, как Акунин, ему есть над чем работать. Но на поле ретродетектива он возделывает свою делянку, которую условно можно назвать микроисторическим детективом. Эта работа сулит интересное будущее. Микроистория (история города, городка, деревни и т.д.), хорошо развитая и популярная на Западе, у нас ждет своего открытия. Книги Свечина делают шаг в этом направлении.

Оригинал статьи: http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?numbe...

Сергей Шпалов