Литера: традиции книгоиздания в современном интерьере
Курс Н № 34 (706), 8 сентября 2006

Подаренная мне книга Николая Свечина "Завещание Аввакума. Охота на царя" приятно удивила. Повествование о происшествиях из службы сыщика Алексея Лыкова увлекало не только неожидан­ными поворотами сюжета. Перене­стись в прошлое, на 127 лет назад, и увидеть знаменитую ярмарку ("величе­ственную картину самого большого в мире торга"), знакомые каждому нижегородцу улицы с уже подзабытыми названиями — это захватывает! Сопоставить описанное с днем сегодняшним — не менее интересно. Впрочем, этот исторический детектив наверняка будет любопытен не только нижегородцам. Прочитав его от корки до корки, я отметила, что книгу еще и просто приятно взять в руки — настолько продуманы все элементы ее оформления, от плана Нижегородской ярмарки на форзаце до выдержанных в едином стиле рисунков (основой иллюстраций художника стали фотографии видов Нижнего Новгорода М. Дмитриева), предваряющих каждую главу.Заинтересовало, что автор, выражая признательность людям, помогавшим изданию этой книги, сказал отдельное "огромное спасибо издательству "Литера" — за бескорыстие и авантюризм". Мы встретились с директором издательства "Литера" Николаем Яковлевичем НИКОЛАЕВЫМ и попросили рассказать об этом, уже реализованном проекте и о том, чем занимается в настоящее время одно из известных нижегородских издательств.

— Приятно, что вы отметили иллюстративный ряд книги "Завещание Аввакума" — наш художник Елена Константинова работала в творческом тандеме с нижегородским автором Николаем Свечиным, увлеченным историей родного края. Среди героев его книги есть и вымышленные персонажи, и реально существовавшие люди. Граф Игнатьев, губернатор Кутайсов, Николай Бугров — имена, знакомые не только краеведам. Заразившись этой увлеченностью автора, мы решились на издание нижегородского исторического детектива. И я бы назвал этот проект удачным. При оформлении книги для художника не было мелочей — в итоге и одежда, и архитектура, и регалии в ее рисунках точно передают колорит той исторической эпохи.
Наверное, стоит отметить еще один, спонсорский проект издательства — книгу журналиста Альбины Гладышевой о нижегородских художественных промыслах "Волшебники". В основу ее оформления положены рисунки Бориса Кучера. Несмотря на то, что книга, рассказывающая о вол­шебном искусстве народных мастеров, создавалась для детей, она интересна и взрослым читателям. Весь тираж мы передали областному фонду развития художественных промыслов.
Наверное, многим нижегородцам известна серия книг об истории Нижегородского края — "Золотая хохлома", "Земля Перевозская — край заветный", "Город Арзамас", "Дзержинск — наш дом", книги о Спасском, Бутурлинском, Дивеевском районах и другие. Эта серия была начата в середине девяностых годов (тогда, во времена губернатора Склярова, была разработана программа "Нижегородские поселения"). В краеведческой серии особо выделяется "Книга памяти Большемурашкинского района", изданная к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ее автор-составитель — бывшая учительница, Л. А. Лепешова. Она принесла нам рукопись — двенадцать толстых общих тетрадей, исписанных печатными буквами, с вклеенными иллюстрациями, надеясь на понимание и сотрудничество. Таких людей, как Людмила Александровна, принято называть подвижниками: созданная ею летопись родного края — результат десяти лет кропотливой и творческой работы. Такие же подвижники — отец и сын Рыньковы — занимаются историей земли Перевозской — в нашем издательстве вышло две их книги.
Начатые традиции мы продолжаем. Новый проект, который мы будем вести вместе с фондом развития НХП, называется "Нижегородская отчина: история в лицах".
К краеведческой литературе я бы отнес и книги из истории наших предприятий. Вскоре, к 65-летию ОАО "Теплообменник", выходит в свет полноцветная, иллюстрированная большим количеством фотографий книга об этом заводе. Довольно любопытный проект, цель которого — показать богатую историю и сегодняшний день крупного предприятия. К 50-летию готовится Арзамасский приборостроительный завод. И мы задействованы в этой подготовке: получили заказ на издание книги о предприятии — об исторических вехах его становления и развития, на оформление заводского музея и выпуск художественного календаря. Я бы сказал, этот заказ демонстрирует все наши возможности. Книгоиздание на сегодня не является прибыльным, и основная часть наших доходов связана с производством рекламы, в частности, с широко форматной печатью.
— То есть занимаетесь разработкой и изготовлением больших печатных форм?
— Речь идет о фотоповерхностях для оформления интерьеров и  выставочных экспозиций. У нас есть возможность не только разработать фотоповерхности, но и сконструировать элементы оборудования, подобрать стандартные выставочные установки и стенды по техническому заданию заказчика.
Кстати, на форуме "Россия Единая" вы сможете увидеть разработанную и изготовленную нами выставочную экспозицию для Российского союза промышленников и предпринимателей, которому исполняется 15 лет. РСПП будет использовать выполненную нами экспозицию и после форума. Как правило, так поступают все наши заказчики.
Волжское пароходство, Верхневолжские магистральные нефтепроводы, ОАО "Теплообменник", ФГУП ЦНИИ "Буревестник" — эти и многие другие предприятия используют наши выставочные экспозиции. Среди наших клиентов и другие крупнейшие предприятия, входящие в Нижегородскую ассоциацию промышленников и предпринимателей. Издательство "Литера" входит в НАПП с 2003 года.
— Какие еще услуги издательства востребованы нижегородскими предприятиями?
— Мы готовим имиджевые календари. По сути, это художественные проекты. Хорошо и грамотно оформленный, с продуманной концепцией календарь представляет лицо компании. Это мнение, как правило, разделяют наши заказчики. Например, Волго-Балтийская компания поддержала идею календаря, основанного на цитатах из русской классики — от Островского до Бродского (так или иначе отражающих жизнь Великого Волжского пути и Балтики) и иллюстрациях к ним. Над этим проектом работала наш художник Елена Константинова.
Давнее сотрудничество нас связывает с Нижегородской топливно-энергетической компанией, которой мы предложили серию календарей, посвященных Нижнему Новгороду и его архитектуре. Первый из этого цикла вышел в 2003 году - "Городской пейзаж: живопись Александра и Алексея Чернигиных". Потом мы показали нашу современную архитектуру (нижегородская архитектурная школа известна не только у нас в стране, но и за рубежом): "Этажи", банк "Гарантия", Ипотечная компания Сбербанка... Комментарий к календарю выполнен известным историком архитектуры О. В. Орельской. А вот "Нежный Нижний" — это старый город, "город нашего детства", увиденный глазами художника Елены Константиновой. Эта "уходящая натура" никого не оставляет равнодушным. Следующий проект носит название "В Нижнем дома каменные, а люди железные", его мы посвятили нижегородским предпринимателям 17—20 веков: здания, которые они когда-то построили, до сих пор украшают город. В качестве источников информации мы использовали книги О. В. Орельской, Н. Ф. Филатова и многие другие. Мы сотрудничали с нижегородскими архивами и музеями. Научным консультантом выступил блестящий знаток нижегородской архитектуры И. В. Петров. Его помощь была просто неоценима. В настоящее время вместе с нижегородским художником Евгением Стрелковым мы работаем над календарем, посвященным промышленной архитектуре Нижнего Новгорода.
Каждый из календарей, изданных для НТЭК, можно назвать уникальным. Чтобы реализовать подобный авторский проект, требуется несколько месяцев работы. Меня радует, что проект стал гордостью НТЭК: ежегодно компания дарит тысячные тиражи нижегордцам, и не безразличные к архитектуре родного города люди даже собирают коллекции.
"По многочисленным просьбам" на основе одного из них мы выпустили брошюру. Теперь о том, почему "в Нижнем дома каменные, а люди железные", может узнать каждый интересующийся нижегородской историей.
— Ваше издательство также, по-видимому, не безразлично к истории нижегородского края. В вашем коллективе тоже есть подвижники?
— За 11 лет существования в "Литере" сложился высокопрофессиональный творческий коллектив (у нас шесть оборудованных необходимой техникой рабочих мест): Владимир Макаров, руководитель дизайнерской группы и фотограф, дизайнер и конструктор нестандартного выставочного оборудования Александр Беляков, художник и редактор Елена Константинова, дизайнер и инженер-электронщик Алексей Чукаев и другие. Каждый совмещает творческую деятельность с работой менеджера, ведущего крупные издательские проекты. Используя собственное оборудование, мы можем провести полный цикл предпечатной подготовки любой полиграфической продукции: от авторской, составительской работы, художественного оформления до изготовления оригинал-макета и печати широкоформатных фотопанелей.

Наталья Миронова